Все о сказочных русских лошадях породы битюг

Воронежская рабоче-упряжная лошадь

Воронежская рабоче-упряжная лошадь

Крестьянам, жившим близ Хреновского конного завода по реке Битюг, окольными путями удавалось случать часть своих кобыл с находившимися в заводе жеребцами упряжных пород.

Наличие хороших естественных кормовых угодий в пойме реки Битюг создали благоприятные условия для выращивания улучшенной лошади, получившей название битюг по месту своего распространения.

Обладая сравнительно с местными лошадьми более крупным ростом, хорошими движениями и высокой работоспособностью, выращенные в условиях крестьянских хозяйств, неприхотливые к уходу и содержанию битюги охотно покупались крестьянами.

Не имея возможности в одиночку приобретать дорогостоящих тяжеловозов, крестьяне объединялись большими группами и в складчину покупали жеребцов – производителей тяжеловозных пород.

Однако, скрещивание битюга с клейдесдалями и частично шайрами не принесло пользы. Битюг стал утрачивать свои ценнейшие качества местной сельскохозяйственной пощади: приспособленность к местным условиям содержания, выносливость, подвижность и др.

Жеребец-производитель Ворон, рожд. 1941 г.

Скрещивание битюга с английскими тяжеловозами нанесло битюгу первый значительный количественный урон, не затронув его основного типа.

Значительно большему изменению подвергся тип старого битюга в результате скрещивания его с орловским рысаком. Однако крестьяне, разводившие битюга, вели скрещивание весьма осторожно.

Улучшив тип старого битюга в сторону увеличения роста, улучшения подвижности и повышения темпераментности путем вводного скрещивания с тяжеловозами и рысистыми жеребцами, крестьяне сохранили ценные качества битюга: хорошую приспособленность к местным условиям содержания и использования.

Все же в условиях единоличных крестьянских хозяйств царской России при отсутствии единого плана работы эта весьма ценная группа не могла сложиться в большую группу близких по типу лошадей.

После революции в целях быстрейшего превращения районов наибольшего распространения воронежских упряжных лошадей в районы развитого племенного коневодства в 1939 г. был организован Верхне-Хавский государственный племенной рассадник.

Жеребец Ветерок, серый, рожд. 1942 г. колхоза имени Андреева, Верхне-Хавского района.

К концу Великой Отечественной войны основной костяк воронежских рабоче-упряжных жеребцов сохранился; кроме того, для работы в рассаднике были выделены наиболее массивные жеребцы орловской породы из Воронежской ГЗК, среди них Зверобой от Следопыта и Зазнобы; его промеры 165—170— 192—21,5, Брут от Барчука и Мести; промеры 164—164—196—23 и некоторые другие. Сохранилась небольшая группа упряжных кобыл, главным образом, старших возрастов.

В результате того, что количество маточного поголовья к концу войны резко сократилось, в случке использовались только лучшие, наиболее типичные жеребцы.

Использование в послевоенные годы лучших жеребцов оказало безусловно положительное влияние на формирование более однотипичной группы воронежских упряжных лошадей.

Современная воронежская рабоче-упряжная лошадь представляет собой средний тип сельскохозяйственной лошади, промежуточный между легко-упряжными и тяжелоупряжными лошадьми.

Воронежская упряжная лошадь массивнее и костистее рысака, подвижнее и темпераментнее тяжеловоза.

Она приближается к желательному типу универсальной лошади, о которой говорит старая русская поговорка «под воду и под воеводу». Она отлично приспособлена к местным условиям содержания, ухода и кормления, отличается высокой работоспособностью, хорошей плодовитостью и устойчива в передаче 10 своего типа и хозяйственно полезных признаков.

Даже в труднейших условиях военного времени в хозяйствах зоны Верхне-Хавского госплемрассадника выращивались такие прекрасные лошади, как воронежский упряжный Ветерок, рождения 1942 г., от Мальчика и Задумы (167—171 — 203—23,0) колхоза «Победа», Верхне-Хавского района.

Жеребец Казбек, вороной, рожд. 1937 г. колхоза «Красный горняк», Этильского района

Характерно, что госплеменные лошади коневодческих ферм колхозов зоны Верхне-Хавского госплемрассадника использовались во всех сельскохозяйственных и транспортных работах. В годы Великой Отечественной войны все воронежские упряжные лошади, в том числе и жеребцы-производители, при очень скудном кормлении выполняли огромную работу, сохраняя при этом удовлетворительные кондиции.

Воронежские упряжные лошади имеют гармоничное сложение, добрый нрав, нарядны, привлекательны, выносливы и доброезжи.

Кобылы, в значительной мере уступая в росте жеребцам, почти по всем промерам сохраняют соотношение к высоте в холке, характерное для воронежских упряжных лошадей. Несколько уменьшенное соотношение обхвата груди к высоте в холке объясняется тем, что кобылы, как правило, больше жеребцов используются в работах и имеют более низкую упитанность.

Кобыла Зоря, рыжая, рожд. 1941 г. колхоза «Победа», Верхне-Хавского района.

Улучшение условий кормления, содержания и тренинг благоприятно сказываются на типе и качестве воронежских упряжных лошадей.

На проведенных в г. Воронеже в 1949 г. испытаниях на срочную доставку груза жеребец Актер, прошедший перед испытанием лишь незначительную подготовку, пробежал дистанцию в 1600 м с грузом в 700 кг за 4 мин. и 47 сек., тогда как в 1950 г., пройдя хорошую подготовку, легко окончил дистанцию в 2000 м с грузом в 800 кг за 4 мин. 40 сек.

Воронежская упряжная лошадь в 1949 и 1950 гг. на областных выставках племенного коневодства в г. Воронеже вызвала у многочисленных зрителей всеобщее одобрение.

Среди воронежских упряжных лошадей могут быть выделены 3 основных типа.

Желательный тип включает в себя лошадей, в равной мере удаленных от рысака и от тяжеловоза.

По сложению и по работоспособности лошади этого типа занимают промежуточное между тяжеловозом и рысаком положение и пригодны для универсального использования.

Облегченный тип, сюда относятся лошади, уклоняющиеся в сторону рысака; они характерны большей темпераментностью и большей подвижностью при меньшей выраженности рабочих упряжных форм.

Густой тип, к нему принадлежат лошади, уклоняющиеся в сторону тяжеловозов со следами влияния лошадей тяжелых пород, в частности, шайра и клейдесдаля. Эти лошади имеют более сырую конституцию, отличаются меньшей подвижностью, флегматичностью.

Дальнейшая работа с воронежской упряжной лошадью должна вестись исключительно путем разведения «в себе», в направлении закрепления и улучшения основного желательного типа.

Скрещивание воронежских лошадей с рысаком приведет к излишнему повышению темпераментности, к утере характерного рабоче-упряжного типа, к формированию типа легко-упряжной лошади. Скрещивание с жеребцами тяжелых пород сопровождается снижением в приплоде способности к быстрому бегу, повышением флегматичности, потерей отличной приспособленности к местным условиям содержания.

Работа с воронежской упряжной лошадью в послевоенный период велась, главным образом, в направлении количественного увеличения поголовья. В данный же период назрела необходимость наряду с дальнейшим количественным увеличением обратить серьезное внимание на улучшение качества лошадей.

При строгом отборе и целеустремленном и продуманном подборе можно в сравнительно короткий срок избавиться от серьезных экстерьерных недостатков, наиболее часто встречающихся у этих лошадей — мягковатой спины, саблистости, сближенности в скакательных суставах, пороков копыт и др.

Высокая работоспособность этих лошадей, проявляемая во всех сельскохозяйственных и транспортных работах, заслуженно оцененная местным колхозным крестьянством обязывает работников коневодства принять все меры для дальнейшего количественного и качественного роста этой весьма ценной группы лошадей.

Кобыла Нарядная, гнедая, рожд. 1940 г. колхоза имени Чапаева, Верхне-Хавского района.

Долголетнее всестороннее использование этих лошадей в условиях сельского хозяйства несомненно подтвердило их высокие пользовательные качества.

Имеют ли эти лошади племенные достоинства?

Профессор Кисловский в выступлении на 33 пленуме секции животноводства ВАСХНИЛ утверждал, что породы, обладающие промежуточным типом, не нужны. Он отметил, что имея ценные племенные породы лошадей крайних типов, с одной стороны рысака, с другой — тяжеловоза и используя их как улучшателей, можно создавать пользовательных лошадей промежуточного типа.

Между тем опыт работы ВерхнеХавского госплемрассадника показал, что воронежские упряжные жеребцы, обладая отличной работоспособностью, являются также хорошими улучшателями.

Кобыла Волга, вороная, рожд. 1939 г.

Помеси первого поколения рысака, скрещиваемые с воронежскими упряжными лошадьми, давали прекрасных пользователъных лошадей.

Хозяйства, прилегающие к Верхне-Хавскому государственному племенному рассаднику, охотно приобретают воронежских упряжных лошадей. В 1950 г. хозяйства Березовского и Давыдовского районов Воронежской области купили в качестве улучшателей 15 воронежских упряжных жеребцов; в последующие годы количество продаваемых жеребцов несомненно будет быстро увеличиваться.

Становится ясным, что лошади промежуточного между рысаком и тяжеловозом типа, как наиболее отвечающие современным хозяйственно-экономическим требованиям, быстро будут увеличиваться и завоевывать свое место в социалистическом сельском хозяйстве нашей страны.

Заканчивая краткий обзор ценной группы лошадей прибитюжья, хочется выразить сожаление по поводу искусственно похороненного, исторически сложившегося названия этих лошадей — битюг.

Н. С. Устинов
 

Источник: https://www.ya-fermer.ru/voronezhskaya-raboche-upryazhnaya-loshad

Тяжеловозы — богатыри в мире лошадей

Происхождение  Россия
Масть  Рыжая, бурая, серая, чалая, гнедая
Рост в холке  От 1,52 до 1,54 см
Экстерьер  Небольшие, но сильные лошади с крепким корпусом, мощной шеей и короткими ногами
Использование  Работы в поле и на частном крестьянском подворье

Название «битюг» сегодня нередко можно услышать как нарицательное при обозначении лошадей любой породы тяжеловозов. Однако, это не совсем правильно, ведь такое название имела древняя русская порода. Почему имела? Дело в том, что в результате массового скрещивания Битюгов с породами западноевропейских тяжеловозов спустя немногие годы Битюг как самостоятельная порода полностью исчезла.

Происхождение

Битюг – это первая русская порода тяжеловозных лошадей, которая была выведена крестьянами на рубеже 18-19 веков.

Такое необычное название порода получила в честь реки Битюг Воронежской области, вдоль которой и были поселения, где впервые появились эти «богатырские» лошади.

Известно, что Битюги стали результатом скрещивания рабочих местных кобыл с привезенными из Голландии тяжеловозами. Позже к ним была прилита кровь Орловских рысаков.

Внешний вид

К сожалению, увидеть, как выглядит Битюг вживую, уже не удастся. Однако, многочисленные фото и письменные сведения могут дать нам четкое представление об их экстерьере.

Это были не очень рослые кони с мощным крепким корпусом. Рост в холке их не превышал 154 см. У них была небольшая голова, крепкие низкие ноги с повышенной оброслостью, а также густые длинные грива и хвост.

Читайте также:  «линда» и «линда f1» - описание таких разных томатов

Масть у Битюгов преобладала рыжая, гнедая, серая и чалая.

Шайр

Происхождение  Англия
Масть  Вороные, бурые, реже серые
Рост в холке  Жеребцы – 1,68-1,80 м, кобылы – 1,60-1,75 м
Экстерьер  Крупные кони с длинной шеей, короткой сильной спиной и высокими мускулистыми ногами
Использование  Перевозка грузов, транспортные работы, конные шоу и праздники

Лошади породы Шайр – настоящие гиганты конного мира, самые крупные английские тяжеловозы, которых считают потомками рыцарских коней. Одно время с развитием механизации животные утратили свою популярность и необходимость, поэтому были на грани исчезновения. Однако, эффектная внешность и грациозность помогли энтузиастам вывести породу на новый уровень.

Происхождение

История Шайров, как и многих других древних пород, полна загадок. Есть предположения, что впервые в Европу такие лошади были привезены римлянами.

Однако, историки временем отсчета породы Шайр называют 1066-й год, когда Британию покорил Вильгельм Завоеватель необычайной рыцарской конницей.

Именно тогда англичане впервые увидели красивых крупных лошадей и так их и прозвали – Greate Horse («Великие лошади»).

Новый виток истории Шайров связан с Генрихом VIII (1500-е года), когда он обратил внимание на необходимость больших лошадей и стал разводить их в центральных графствах страны (Дербшир, Лестершир и др.). Тогда же коней стали называть «Шайрами» от слова «shire» (в переводе – графство). К 17 веку они были полностью вытеснены из армии, но нашли свое основное место в качестве транспортного средства.

Внешний вид

Шайры поистине богатырские кони, их рост в холке достигает в среднем 175 см и нередко превышает даже 180 см. У них большая голова с горбатым профилем, длинная красиво изогнутая шея, короткая мускулистая спина. Грудь широкая и мощная, крепкие ноги.

Особого внимания заслуживают пышная грива и хвост, длинные фризы на ногах, а также красивая темная масть с белыми отметинами на голове и на ногах. Самыми популярными в Англии являются вороные Шайры.

Как они выглядят поближе смотрите на видео (автор видео Александра Лихачёва).

Клейдесдальская лошадь

Происхождение  Шотландия
Масть  Гнедая, караковая, бурая с белыми отметинами и пятнами на нижней части корпуса
Рост в холке  Жеребцы — 1,75-2 м, кобылы – 1,65-1,78 м
Экстерьер  Мускулистые лошади с немного укороченным корпусом, высокими сильными ногами
Использование  Вспашка земли, работы на ферме, перевозка грузов и частично работа под седлом

Клейдесдальская лошадь наравне с Шайрами является также одной из самых крупных европейских пород тяжеловозов. Эти кони сегодня являются национальной гордостью Шотландии. В нашей стране на их основе был получен Владимирский тяжеловоз.

Происхождение

По поводу происхождения Клейдесдальской лошади также известно несколько версий. Шотландцы говорят, что порода – это результат их длительной и скрупулезной селекции.

По другой версии эта порода является результатом скрещивания местных коней с привезенными из Англии Шайрами.

По еще одной версии породу создал некий фермер Джон Паттерсон, который привез в Клейдесдаль Бельгийского тяжеловоза и впервые получил мощную лошадь.

Внешний вид

Клейдесдаль – это сильная, крупная лошадь с большой головой с горбоносым профилем и выразительными глазами. Шея короткая, но очень сильная и красиво изогнутая. Мощные плечи плавно переходят в короткую спину. Холка широкая.

Ноги высокие, крепкие с хорошо сформированными суставами и очень большими копытами. Грива и хвост длинные, густые фризы на ногах. Важная черта — большие белые отметины на ногах, голове и на животе.

Арденский тяжеловоз

Происхождение  Бельгия, частично Франция
Масть  Чалая, стальная серая, гнедая
Рост в холке  1,55-1,60 см
Экстерьер  Массивная, сильная лошадь средней тяжести с крупной головой и крепкими короткими ногами
Использование  Работы на лесорубках, перевозка тяжелых грузов

Арденская лошадь является представителем мелкого типа тяжеловозов, выведенных в Бельгии в районе Арденской возвышенности. Сегодня они весьма популярны как выносливые и энергичные рабочие кони. В частности, они используются массово лесорубами для перевозки деревьев.

Происхождение

История породы начинается в 19 века. Свой немалый вес и выносливость Арденская лошадь унаследовала от доисторической лесной лошади. Так, например, предки современных Арденов были отмечены еще Юлием Цезарем. В течение длительного времени к ним приливали кровь Арабских скакунов, благодаря чему кони получились весьма энергичными и ловкими.

Внешний вид

Ардены – лошади упряжного телосложения средней тяжести с очень яркими отчетными чертами тяжеловозов. Рост в холке от 155 до 159 см. У них массивный корпус, мускулистое мощное тело, тяжелая голова, сильная шея и глубокая грудь. Очень хорошо развит круп, ноги достаточно короткие, но хорошо обмускулены.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Фотогалерея

Запрос вернул пустой результат.

Видео «Реклама пива Bud»

Клейдесдальские кони уже давно стали символом пивной продукции. Очередная интересная задумка уже ждет вас на этом видео (автор видео — Видео Позитиf).

Источник: https://kykarek.com/loshadi/porody-i-masti/tyazhelovozy-bogatyri-31342/

Обзор популярных пород лошадей тяжеловозов с фото

Порода лошадей Советский тяжеловоз обладает массой достоинств, которые незаменимы для животных, призванных часто выполнять тяжелую физическую работу. Это прекрасная лошадка не только достаточно трудолюбива, но и дает много полезного молока. Генетики создавали данную разновидность, скрещивая брабансонов и упряжных коней.

Также свой вклад в создание этой породы внесли и битюги, и першеронские кони, и ардены, и суффольки. В 19-м веке в Россию привезли брабансонов, которые отлично подходили на роль рабочих коней, но плохо переносили переменчивый климат страны.

Поэтому специалистами Починковского и Мордовского заводов было принято решение о создании советской разновидности коней, которых официально признали в 1952 году.

Эти красивые лошадки не требуют особенных условий содержания, имеют покладистый характер и огромную физическую силу. Они бывают нескольких видов – основные, утяжеленные, а также облегченные.

Шайр

Еще одной породой лошадей тяжеловозов можно назвать самую тяжелую лошадь на планете. Шайр является английской породой, которая происходит от знаменитых боевых коней рыцарей. Вес такого животного может достигать 1225 кг, а высота в холке – 185 см.

Когда король Генрих сел на трон, он принял много законов, в которых поручал выращивать крепких и статных коней. В 18 веке таких животных привлекали к выполнению тяжелых работ в сельскохозяйственной отрасли.

А несколько ранее, в 16 столетии, шайров применяли в военном деле. Шайров тех лет отличало мощное телосложение и внушительный рост, а также красивые быстрые движения.

Такие жеребцы могут быть нескольких мастей – вороной, гнедой, караковой, серой и других.

Бельгийская тяжелоупряжная

В Средние века эту тяжеловозную породу лошадей еще величали фландрийской. Современный бельгийский конь еще носит название брабансон – оно произошло от области в Бельгии. Эта лошадка имела огромное влияние на развитие шайров, суффолькских и клейдесдальских жеребцов. Высота такой лошади может составлять до 172 см в холке. Различают красно — рыжую, гнедо — чалую, рыжую и прочие масти.

У представителей породы лошадей тяжеловоз могучие мускулы, благодаря которым они способны долгое время сохранять работоспособность. Это порода долгожителей, которые имеют спокойный нрав и всегда готовы сотрудничать с человеком. У брабансонов хорошее здоровье и они неприхотливы в быту. Некоторые специалисты называют бельгийскую упряжную лошадь почему-то цыганской.

Австралийский

К породе лошадей тяжеловозов относится также австралийский жеребец. Он был получен путем скрещивания генетиками четырех пород лошадей и унаследовал их лучшие качества. Такой конь может быть только однотонным, допускается лишь белый цвет на конечностях. Характер у этого тяжеловоза добродушный, покладистый, он хорошо развит физически.

У такого коня красивые быстрые движения и длина шага. Лучшие его экземпляры принимают участие в соревнованиях по вспашке, а также в упряжке и выводке.

С их помощью много лет назад обрабатывали земли в селе и строили дамбы, использовали таких лошадей и для освоения новых территорий.

Сегодня представители австралийской тяжеловозной породы лошадей используются для перевозки бревен в лесу, где они легко заменяют мощную технику. На фото ниже вы можете увидеть лошадь этой породы.

Битюг

К великому сожалению, данная древнерусская порода тяжеловозов не сохранилась, но когда-то такие жеребцы имели особый почет в деревнях, так как помогали по хозяйству. Были они бурой и мышастой мастей, а в росте достигали 158 см.

Вывести данную разновидность коней ученым удалось путем скрещивания знаменитых русских тяжеловозов и рысаков. Чтобы понять, как выглядел яркий представитель данной породы, достаточно взглянуть на фото русского тяжеловоза, которое представлено выше.

Битюга в простонародье еще называли «ломовой лошадью», что свидетельствует о его большой выносливости и возможности долго выполнять тяжелые виды работ.

Владимирский

Этот российский конь, которого масштабно начали разводить в 1935 году, имеет рост около 165 см и вес примерно 750 кг. Он достаточно массивен, при этом сохраняет плавность и изящность движений. Существуют такие масти владимирского жеребца, как рыжая, гнедая и вороная. Он частый гость на различных соревнованиях, где неизменно показывает высокие результаты.

Такой тяжеловоз имеет отличные племенные показатели, он применяется для покрытия кобыл и используется для помощи людям в выполнении тяжелейших тягловых работ.

Такое животное легко в управлении, хорошо развито уже в раннем возрасте, а также славится большой плодовитостью. Оттенки таких лошадок варьируются от золотистого до темно-вишневого у гнедой масти, а на голове и ногах они имеют красивые отметины.

Такой конь обходится в быту минимальными предложенными условиями, и при этом готов работать день и ночь.

Ирландский

У данной породы специалисты отмечают природную грацию и плавность движений, при этом жеребцы выдерживают длительные физические нагрузки, обладая относительно небольшим размерам и ростом. Такие особи имеют красивую прямую спину, покатый круп и очень высокий хвост.

Читайте также:  Описание сорта винограда Ла Кресент: фото и отзывы

Основными мастями ирландкой лошади считаются серая, вороная, рыжая, гнедая с белыми отметинами.

Эти красивые статные животные обладают спокойным покладистым характером, быстро привыкают к человеку и всегда готовы выполнять его просьбы с максимальной отдачей.

Такой красавец быстро и легко входит в галоп, а также способен без труда преодолевать высокие преграды. Его неприхотливость в еде и уходе и колоссальная выносливость делают ирландца желанным для многих ценителей рабочих лошадок.

Суффолк

Суффолк встречается уже в исторических книгах 1506 года, однако официальным годом появления разновидности жеребцов принято считать 1764. Данный вид имеет массивный корпус, плотные кости, несколько короткие конечности, красивые круглые копыта, сильную и прямую спину. Могут весить до тонны, а некоторые жеребцы имеют рост от 165 до 174 см.

Также они бывают в каштановой масти с красивой отметиной в форме звездочки. Бывают красно-коричневые, лимонные, светло-каштановые и другие. У этих красавцев отличный характер, они добры и послушны, при этом очень работоспособны, им не нужно большое количество корма. Молодых жеребцов можно быстро научить выполнению любых физически тяжелых работ.

Первоочередными задачами, для которых привлекали суффолков, было выполнение тяжелых сельскохозяйственных работ.

Фермеры Восточной Англии применяли этих животных для возделывания глинистой почвы, что было достаточно трудоемким и сложным заданием. Такие красавцы очень послушны, верны и сильно преданны своему владельцу.

Суффолки способны прожить около трех десятков лет, больше двадцати их которых они отдают служению своему хозяину.

Видео «Лошади тяжеловозы»

Посмотрев запись, вы ознакомитесь с десяткой лучших лошадей тяжеловозов.

Источник: http://hrunya.ru/loshadi/masti/porody-dlya-perevozki-tyazhelovesnyh-gruzov-3518.html

Тяжеловозы – самые большие и сильные лошади (20 фото)

Тяжеловозы – породы больших и сильных лошадей, назначение которых – перевозка тяжеловесных грузов. 

Потребность в очень сильных лошадях возникла в Средневековье: рыцаря в полном вооружении была способна выдержать, а уж тем более нести, не каждая лошадь.

Рыцарские боевые лошади Средневековья назывались “дестриэ”, что происходит от латинского “dextarius” – правосторонний (видимо, название связано с тем, что по правую сторону от боевого коня обычно находился оруженосец рыцаря). Вес дестриэ мог достигать 800—1000 кг.

и более, а рост 175—200 см. При такой массе дестриэ не могли совершать прыжки и преодолевать препятствия, к тому же они быстро утомлялись. 

На происхождение от средневековых боевых лошадей претендуют несколько современных пород тяжеловозов, например, першероны (французские тяжеловесы), брабансоны (бельгийские тяжеловесы), шайры (английские тяжеловесы).

 Лошадь-тяжеловоз першеронской породы

 Лошадь-тяжеловоз бельгийской породы (брабансон)

 Лошадь-тяжеловоз породы шайр

Жеребцу из породы шайров по имени Сэмпсон (Sampson), рождённому в Англии в 1846 году, принадлежит звание “самая большая лошадь в истории”.

Сэмпсон, который в возрасте 4-х лет получил новую кличку “Мамонт” (Mammoth), был ростом 2 метра 20 см. и весил 1520 кг.

К сожалению, изображений и уж тем более фотографий Сэмпсона не существует, зато можно взглянуть на фотографии других лошадей-гигантов тяжеловесных пород:

Марокко (Morocco) из породы першеронов. Рост 215 см., вес 1285 кг.

Бруклин Высочайший (Brooklyn Supreme) из породы брабансонов. Рост 195 см., вес 1450 кг.

В России существуют свои тяжеловесные породы лошадей: русский тяжеловоз, советский тяжеловоз, владимирский тяжеловоз.

Русская тяжеловозная порода формировалась на рубеже 19-20 веков путём скрещивания пород упряжных лошадей и мелких тяжеловозных лошадей – арденов, которых вывозили из Бельгии. В большинстве своем бельгийские ардены были дисгармоничного сложения.

В России под действием отбора ардены приобрели гармоничность сложения и хорошие экстерьерные формы. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже русские ардены обратили на себя всеобщее внимание, как совершенно своеобразная порода рабочих лошадей.

Одним из лучших был бурый жеребец Хреновского конного завода Каравай (1887 года рождения) получивший золотую медаль.  Порода “русский тяжеловоз” была зарегистрирована в 1952 году. Русские тяжеловозы невысоки и достигают обычно 150 см. в холке, однако очень сильны.

Кобылы русской тяжеловозной породы отличаются высокой молочностью. Максимальная продуктивность получена от кобылы Лукошки – 4870 литров молока за 305 дней лактации.

Первоначальная генеалогическая структура породы сложилась под преобладающим влиянием двух родоначальников линий – Караула (1909 г.р.) и Ларчика (1918 г.р.), причем лидирующую роль на протяжении многих лет играли Караул и его потомки.

Фотографии русских тяжеловозов:

Советская тяжеловесная порода формировалась путем скрещивания бельгийских рабочих лошадей – брабансонов с местными лошадьми упряжного типа разнообразного происхождения (помеси першеронов, ардены, битюги). В Россию завоз брабансонов из Бельгии начался еще во второй половине 19-го века.

Основную роль в формировании породы сыграло успешное племенное использование жеребцов-брабансонов: Боже (1919 г.р.), Эндижен де Лаваль, (1923 г.р.), Клерон Реми (1910 г.р.) и Полэн де Вер (1921 г.р.). Постепенно была создана новая порода лошадей, значительно отличающаяся от выводных брабансонов.

Эти лошади были значительно суше, гармоничнее, подвижнее и несколько мельче брабансонов. Новая порода получила название “советский тяжеловес” и была зарегистрирована в 1952 году. Рост жеребцов советских тяжеловесов больше, чем у русских тяжеловесов и доходит до 160-170 см.

Масса достигает 700-1000 кг. 

Абсолютный рекорд грузоподъемности среди лошадей этой породы установил шестилетний жеребец Форс, который провез груз весом 22991 кг. на расстояние 35 метров. Кобылы советской тяжеловозной породы отличаются исключительно высокой молочностью. Максимальная продуктивность получена от кобылы Рябины – 6173 литров за 338 дней лактации.

Наибольшее влияние на развитие породы оказал жеребец Боже – родоначальник лидирующей линии, которая получила развитие через его праправнуков – Омуля и Феномена, родоначальников новых современных линий. Важную роль в породе играют также линии Флейтиста, Ковбоя и Жасмина.

Фотографии советских тяжеловозов:

Еще одна порода тяжеловесов в России – владимирский тяжеловоз.

Лошади этой породы были выведены путем скрещивания местных российских лошадей с тяжеловозными породами из Великобритании – шотландскими клейдесдалями и английскими шайрами.

Наибольшую роль при формировании породы сыграли клейдесдали, из которых особенно ценными были Лорд Джеймс (1910 г.р.), Бордер Бренд (1910 г.р.) и Глен Албин (1923 г.р.), ставшие основными родоначальниками породы.

В среднем жеребцы владимирских тяжеловозов имеют рост 165 см. в холке и вес 758 кг. Ростом, весом и силой владимирские тяжеловозы уступают советским тяжеловозам, однако превосходят их в соотношении “вес — скорость движения — выносливость”.

Без груза владимирский тяжеловоз настолько резв, что, несмотря, на большую массивность, многие представители породы могут пробежать рысью 1600 м за 3 минуты. С грузом 1,5 т владимирский тяжеловоз может рысью пробежать дистанцию в 2 км за 5 минут или даже резвее.

Владимирская кобыла Венгерка преодолела 420 метров с грузом в 9 тонн.

 Фотографии владимирских тяжеловозов:

При подготовке статьи использованы фотографии с сайтов commons.wikimedia.org и equestrian.ru

Источник: http://udivitelno.com/animals/item/150-tjazhelovoz

Из деревенского прошлого… Часть 2

rodelandЖемчужина Черноземья

Да, именно так называют Прибитюжье жители центральной части России.

И это неудивительно! Как я уже писала раньше, Битюг – спокойная извилистая река, протекающая по центру Среднерусской возвышенности, в границах Окско-Донского бассейна. Она берет свое начало чуть выше р.п.

Новопокровки (где и жили бабушка с дедом), а впадает в одну из самых величавых и легендарных водных артерий – Дон. Особенностью реки считаются озеровидные расширения, имеющие глубину 3-8 м, ширину 40-80 м и длину до 5 км.

За право считаться «хозяином» Битюга сражаются Липецкая, Тамбовская и Воронежская области, ведь именно по этим территория протекает речка.

    Впервые река упоминается в 1389 г. как Бетюк, в 1450 г. употребляется вариант Битюк, а с начала XVIII в. входит в употребление общепринятая ныне форма Битюг. Считается, что слово Битюк – один из фонетических вариантов тюрк. прилагательного со значением «высокий». Это название, вероятно, первоначально относилось только к правому, высокому и крутому, берегу реки, а затем было распространено и на саму реку.

Заселение реки началось с 1613 года, когда правительство молодого царя Михаила Федоровича Романова старалось разными способами пополнить государственную казну, разоренную в «смутное» время.

Один из способов заключался в сдаче «на откуп» от имени государства обширных незаселенных территорий на юге страны. Отдельные участки в виде «ухотьев» или «ухожаев» (употреблялось и тюркское слово «юрт») сдавались в аренду на год или на несколько лет для рыбной ловли, охоты на пушных зверей, сбора меда диких пчел.

Правда, порубка леса здесь, на царских землях, была строго запрещена. Ежегодная плата за ухотей составляла от 30 руб. (в 1615г.) до 161 (в 1646-м). Из-за опасности нападения крымских или ногайских татар арендаторы не устраивали постоянных поселений в своих ухотьях, а бывали там наездами.

«Дозорная книга 1615 года» называет 17 больших воронежских ухотьев. Одним из них был Битюцкий.

В 1685 году битюцкие земли описала военно-топографическая экспедиция под руководством дворянина Ивана Жолобова, и сделала однозначный вывод – ни одного постоянного поселения на Битюге к тому времени еще не было.

Однако после 1696 года, в результате Азовских походов Петра I и прочного обоснования русских войск в Приазовье, ситуация в крае изменилась: опасность появления татар у Битюга уменьшилась, и русские люди устремились на плодородные земли.

              

Так, 1 марта 1697 года Битюг был отдан Острогожскому полковнику Петру Буларту за 202 рубля в год. При этом полковник получил разрешение поселить здесь «беспошлинных черкес» (украинцев). По призыву Буларта к Битюгу пришло 800 семей из-под Полтавы и других земель левобережной Украины. Весной 1698 года к реке устремились новые группы переселенцев.

Читайте также:  Описание сорта винограда Блауэр мускателлер (Мускат блау): фото и отзывы

Однако выяснилось, что еще во время монастырского владения (Троицкий Битюцкий мужской монастырь был основан в 1693г) на Битюге обосновались «разных городов сходцы» и возникли самочинные поселения.

Буларт хотел согнать этих поселенцев или хотя бы получать с них деньги за аренду.

Арендатор жаловался царю, что новые жители «оброчныя угодья разоряют и бортные ухожья секут и в оброчных реках рыбу ловят и всем владеют».

И все бы ничего, да дело коснулось государственных интересов. Надумал в то время Петр строить под Воронежем флот, для которого требовался лес. А тут выясняется, что деревья активно рубятся на постройки и дрова.

К тому же происходят постоянные стычки поселенцев со сторожами.

Не удивительно, что когда Петр I весной 1699 приехал в Воронеж и узнал об этих проблемах, то издал указ, по которому поселившихся у реки Битюг русских людей и черкас надлежало сослать на прежние места их проживания, «а строенья все пожечь и впредь им селиться на Битюге не разрешать». На Битюг был послан карательный отряд, который действовал в соответствии с царским указом. В архивах сохранилась запись от 16 декабря 1699 года: «…битюцкие жители с тех угодий сосланы, и дворовое строенье пожжено». Тут же указано: сожжено 1515 дворов.

А уже в ноябре того же года Петр издает новый указ, по которому на Битюг надлежало переселить дворцовых, т.е. принадлежавших лично царю, крестьян из центральных и северных уездов России, ведь строителей флота и солдат надо было как-то кормить.

Создается новая административная единица – Битюцкая дворцовая волость. Массовое переселение началось в 1701 году.

И привело к гибели тысяч мужчин, женщин, детей, не выдержавших трудностей далекого пути, не приспособленных к совершенно новым для них климатическим и природным условиям…
                

Жилось новым поселенцам на Битюге тяжело. К тому же, на Дону и в Прибитюжье скопилось очень много беглых крестьян. За непослушание, утайку беглых и уклонение от переписи казаки подвергались жестоким наказаниям. Городки, поставленные без царского разрешения, сжигались. В народе росло возмущение. Не удивительно, что вылилось оно в знаменитое восстание Кондратия Булавина.

Впрочем, это широко известная и весьма драматическая страница российской истории. Я же расскажу о мирной, т.сказать, славе Битюга, который в народной молве стал известен благодаря… коневодству, развивавшемуся на его берегах.

Для начала скажу, что в поселке Слобода Воронежской области до сих пор находится центральная усадьба Хреновского конного завода.

Именно здесь в конце 18 века был выведен тот самый орловский рысак – знаменитая порода отечественных лошадей.

Но самая главная гордость прибитюжья – это сами битюги. Русская порода упряжных лошадей была выведена в 18 в. простыми крестьянами Воронежской губернии. Битюги были крупного роста (высота в холке до 178 см), разнообразной масти (гнедой, серой, пегой). Обладали они приличной рысью, отличались выносливостью и использовались, помимо возки тяжестей, для запряжки в тяжелые экипажи.

Известность этих лошадей была такой широкой, что даже нашла свое отражение в популярном фильме «Место встречи…», где Шарапов в подвале ограбленного магазина рассказывает случай из своей боевой жизни: «Стояли мы в Польше. Хозяин наш был горбун.

Силищи неимоверной! Он под нашего битюга – ну, апшероны у нас такие были, орудия таскали, – залез да на себе несколько метров пронес!»

        Однако под влиянием широкого спроса на узкоспециализированных тяжеловозных и рысистых лошадей битюгов начали скрещивать с рысаками и иностранными тяжеловозными породами, что, увы, привело к исчезновению породы. А название «битюг» осталось, и стало нарицательным. Так, сейчас его нередко применяют по отношению к лошадям любой тяжелоупряжной породы. А еще к… крепким кряжистым мужикам, наделенным большой силой :о))
          

Мне же Битюг помнится прежде всего как образец чистейшей русской реки. В интернете сейчас можно найти массу фото-отчетов о всевозможных байдарочных экспедициях по Битюгу. Это, пожалуй, самая популярная река у байдарочников и рыбаков, особенно в своем среднем и нижнем течении.

Так, один из сплавщиков делился своими фотографиями и впечатлениями: «Река потрясающая, ширина колеблется от 3 метров до 100, глубины от 15 см до 10-12 метров. Прозрак (прозрачность воды – Прим.мое) меньше 3 метров не был даже на течении, а на разливах 5-6 метров точно, а может и более.

…Чем ниже по реке спускались, тем меньше крупной рыбы видели, зато рыбы до килограмма огромное количество, даже офигительно!»

            

В водах Битюга водятся красноперка, плотва, ерш, голавль, щука, язь, лещ, окунь, карась, линь, налим, сом, судак. А также в реке много раков. Об этом свидетельствуют многочисленные рыбацкие форумы и сайты, с которых я и взяла эти потрясающие фото.

      Неизвестный мне блогер-ЖЖист разместил замечательный пост о байдарочном сплаве до самого устья Битюга (мне оч понравились фотографии, приведенные там! оставлю эту ссылку себе на память :о)

А еще вдоль реки расположен уникальный Воронежский заповедник, ставший олицетворением флоры и фауны центральной России. Интересен тот факт, что именно здесь растет самый южный естественный сосновый лес в нашей стране.

Кроме того, отдельные участки реки являются гидрологическими и ландшафтными памятниками природы.

Например, в Липецкой области в 1998 году участок в районе села Талицкий Чамлык объявлен ландшафтным памятником «Верховья реки Битюг».

Источник: https://rodeland.livejournal.com/175359.html

Породы: Битюг – О лошадях | КОНОВОД

29 января 2015 г.

Битюг – уже не существующая старо-русская порода.

МЕСТО ВЫВЕДЕНИЯ: Россия: Ульяновская и Тамбовская области РАСПРОСТРАНЕНИЕ: в настоящее время порода прекратила своё существование ИСПОЛЬЗОВАНИЯ: рабоче-пользовательское, тяжелоупряжное.РОСТ: 150 – 155 (кобылы), 155 – 158 см (жеребцы)МАСТЬ:  Мышастая, бурая.

НРАВ: мягкий, спокойный, трудолюбивый

ИСТОРИЯ ПОРОДЫ:  Являлась потомком вывозных в Россию жеребцов крупных тяжеловозных пород – клейдесдалля, брабанта и местных рабочих лошадей. Отметим, порода «битюг» была выведена в имении графа Орлова в Воронежской губернии путем скрещивания крестьянских кобыл с голландскими и датскими производителями и названа по имени протекавшей близ имения реки.

Они отличались мощью и величиной. Славились изумительной выносливостью, неприхотливостью и грузоподъёмностью. Битюги были лошадьми среднего роста, крепкого телосложения, спокойного темперамента и представляли собой тип транспортной и сельскохозяйственной лошади. Они были способны проходить 50—85 км в день с грузом в 800 кг и более.

Битюги были созданы на основе местной степного типа лошади в результате скрещивания с лошадьми различных типов и пород. Одним из факторов, способствовавших выведению их, были богатые пастбища, расположенные вдоль реки Битюга.

В конце XIX века, с появлением спроса на более крупную и массивную лошадь, битюгов стали скрещивать с тяжеловозами, а позднее с рысаками, отчего эта порода потеряла свою однотипичность и перестала существовать.

Однако ценность битюгов, особенно для сельского хозяйства, побудила крестьян поддерживать тип лошадей, близких к битюгу, и вскоре в Верхне-Хавском и других соседних с ним районах была создана лошадь, сходная с битюгом. По происхождению она представляла продукт воспроизводительного скрещивания помесей рысаков, тяжеловозов и старой битюгской лошади.

В 1936 году Тамбовская зональная опытная станция коневодства изучила массив местных лошадей Верхне-Хавского, Щученского и других районов.

Учитывая, что фактически всё поголовье битюгов было утеряно во время Гражданской войны и восстановить эту породу уже было невозможно, а её рабочие качества были очень ценны, был разработан план племенной работы, предусматривающий совершенствования типа местной крупной упряжной лошади путем разведения помесей «в себе», прилития крови густого рысака, отбора по желательному типу и улучшенного воспитания молодняка. Одновременно было решено эту лошадь называть не битюгом, а воронежской упряжной.

Под этим названием воронежская лошадь была показана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года. В 1938 году в районах с наиболее ценными воронежскими лошадьми был организован госплемрассадник, задачей которого являлось создание желательного типа укрупненной сельскохозяйственной лошади.

ЭКСТЕРЬЕР:  Спина у них ровная, поясница хорошо выполнена, туловище длинное, с хорошо развитым длинным крупом, передние ноги прямо поставлены, копыта объемистые, плосковатые, но прочные, оброслость ног значительная.

Из недостатков часто встречаются слабо выраженное запястье, сближенность скакательных суставов и саблистость задних ног.

Воронежские лошади обладают большой выносливостью и малой прихотливостью в отношении условий содержания и кормления.

Различают три типа воронежской упряжной лошади:

1. Первый. Восходящий по мужской линии родословной к тяжеловозным жеребцам, состоит из лошадей более массивных, с более длинным туловищем. По численности эта группа небольшая.

Своеобразный памятник Битюгу

2. Второй. Состоит из несколько облегченных, но гармоничных лошадей, относящихся по прямой мужской линии к рысисто-битюгским жеребцам Ловчаку 1907 г.р. и его сыну Лорику, Замыслу, а также к рысистым жеребцам Кречету (неустановленного происхождения), Граду 1909 г.р, Ворону 1918 г.р, Раскату 1910 г.р. и Милорду.

Большое положительное влияние оказала группа рысистых жеребцов густого типа: Кудесник 1914 г.р, Парубок, Кутила 1922 г.р. и сыновья Лужка 1908 г.р, использовавшиеся до 1934 года. Лучшими кобылами этой группы были кобылы с кровью жеребца Леля из линии Удалого, к которым относятся потомки Ловчего, и из линии Подарка через Раската.

3. Третий. Относятся потомки местных жеребцов (помеси неизвестного происхождения). Лошади этого типа занимают среднее положение, несколько грубоваты и нередко дисгармоничны.

Источник: http://konovod.com/?id=705

Ссылка на основную публикацию